Развитие в крупных масштабах нефтяной и газовой отраслей углеводородных стран многие годы шло параллельно с созданием и становлением специализированных предприятий, компаний, подотраслей машино- и приборостроения для сервисного обслуживания добычи нефти и газа. Конкурентоспособность нефтяных и газовых компаний во многом зависит от их сервиса. Какова ситуация в нефтесервисе на сегодняшний день и что необходимо предпринять для подъема сервисного обслуживания нефтяной и газовой отраслей России и повышения конкурентоспособности компаний?
В России зависимость компаний нефтегазовой отрасли от нефтесервиса особенно ярко проявилась с принятием многочисленных санкций США, ЕС и других стран.
В конкурентных отношениях оказались, по сути, не столько добывающие российские и зарубежные компании, сколько сервисные предприятия, которые их обслуживают. Уход части иностранного сервиса с рынка России показал определенное технологическое отставание нашего сервиса. Наиболее уязвимыми оказались месторождения со сложными условиями разработки: на континентальном шельфе, с глубокими горизонтами Восточной Сибири, с необходимостью применения горизонтального бурения, гидроразрыва пласта, зарезки боковых стволов и другие, требующие выполнения квалифицированных сервисных работ.
Президент страны В.В. Путин сравнил разработку континентального шельфа с формированием в стране высокотехнологичной отрасли высокого класса и масштаба. Очевидно, что такой отраслью (может быть, подотраслью?) явится нефтегазовой сервис.
Современный российский рынок сервисных услуг, формирование которого еще не завершено, можно представить с участием трех крупных групп предприятий, которыми являются:
– специализированные автономно работающие предприятия, компании по изготовлению буровых установок, выполнению различных ремонтных работ, приборному оснащению, и др., выделившиеся из состава нефтегазодобывающих предприятий и обычно ориентирующиеся на обслуживание своих «материнских» компаний;
– сервисные компании, прежде всего геофизические, образовавшиеся на базе территориальных отраслевых организаций;
– международные сервисные компании типа Schluberger, Halliburton и Watherford, которые обладают современными технологиями и предоставляют практически все виды сервисных услуг.
Рынок сервисных услуг в России в нефтедобывающей отрасли может быть представлен в следующем виде (рис. 1).
В газовой отрасли доли иностранного сервиса существенно ниже, особенно в конкурирующих с Газпромом компаниях.
Подготовка новых видов оборудования, отдельных механизмов, приборов, что является конечной продукцией сервисных предприятий (компаний), во многом (нередко в основном) предопределяет уровни технико-экономических показателей предприятий нефтегазовой отрасли и, прежде всего, удельных затрат как базы для расчета цен. Переход к разработке месторождений с особо сложными геологическими условиями залегания запасов, что часто имеет место в настоящее время, подталкивает к поиску и принятию новых решений при проектировании и конструировании технических средств, ускоряет развитие НИОКР, внедрение научных достижений.
Многие вопросы разработки сложных месторождений эффективно могут быть решены только с применением инновационных технологий, которые должны предложить научно-исследовательские организации, сервисные предприятия и соответствующие службы компаний. Например, при необходимости добычи нефти на старом месторождении известной Баженовой свиты (Западная Сибирь) извлечь эту нефть, находящуюся в ее трещиноватостях, при современных технологиях, по оценкам специалистов, не более 2-3% запасов, а ее там содержится 150-200 млрд т. Инновационные решения требуются при разработке месторождений в морях Арктики.
При освоении новых районов с запасами нефти и газа практически всегда возникает необходимость поиска инновационных технических решений. Так происходило на заре развития нефтяной и газовой отраслей, так происходит фактически и в настоящее время.
Сервисные предприятия создают на основе использования научно-исследовательского задела элементы новой материально-технической базы развития нефтегазовой отрасли и будущих цен нефти, а далее и цен природного газа, нефтепродуктов, способствуют успехам в конкурентной среде. На цену углеводородов издержки сервиса влияют непосредственно, начиная с оценки запасов, которая по регионам и компаниям может отличаться в десятки, а то и в сотни раз, если учесть морские месторождения. Затраты на сервисные услуги, оказываемые на стадии геологопоисковых и геологоразведочных работ, и условия месторождений предопределяют оценку запасов. Так, ее величина по ExxonMobil в расчете на баррель нефти составляет 15 долларов США, в то время как, например, по Роснефти – 1,3 доллара[1].
Основные недостатки в развитии нефтегазового сервиса, зародившиеся при трансформации, отраслей ТЭК в 90-е годы (практически отсутствие госрегулирования, недостаточное финансирование), во многом сохранились. До сих пор во властных структурах нет четкого представления по вопросам организации и дальнейшего развития в стране сервисного обслуживания нефтяных и газовых компаний, в частности: создавать ли крупные сервисные предприятия, сколько их нужно в стране, в чьих руках они будут – государства или физических лиц (одного собственника или нескольких)? Эти вопросы, не говоря о финансовом обеспечении (особенно на начальном этапе) и взаимоотношениях с обслуживаемыми предприятиями и компаниями, давно ставшие актуальными для российского нефтегазового комплекса, требуют неотложного решения, чтобы противодействовать западным санкциям.
Предпринимаемые меры государства и самих компаний по импортозамещению, активизации сотрудничества с нейтральными (в этом отношении) странами, перенос сроков реализации наиболее капиталоемких проектов требуют значительного времени и немалых затрат, что сейчас трудно определить (по данным Минэнерго России, только для нефтедобычи необходимо замещение по 45-65 позициям сервиса).
Крупнейшие российские углеводородные компании Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром, осваивающие морские месторождения, другие нефтегазовые компании форсированно занимаются и импортозамещением. Так, Роснефть запланировала достичь к 2020 г. 70% локализации выпуска оборудования для реализации шельфовых проектов, а на период до 2030 г. предусмотрела создание высокотехнологичного сервиса на базе дочерних предприятий РН-Бурение и РН-Сервис. Согласно стратегии компании до 2030 г. намечено формирование сервисного сектора мирового уровня, позволяющего без иностранного участия осваивать новые типы запасов – восточносибирских и шельфовых месторождений и другие труднодоступные запасы.
Надо сказать, что в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. и генеральных схемах развития нефтяной и газовой отраслей по существу не ставился вопрос об импортозамещении иностранных видов оборудования и приборов, которые широко применяются при разведке и разработке месторождений, особенно со сложными условиями. Таким образом, закреплялась зависимость отечественных предприятий от зарубежных поставщиков сервисного оборудования. Пробел в прогнозных документах в значительной мере восполняется подготовленной Стратегией локализации производства.
На современной стадии развития российского нефтегазового сервиса использование положительного опыта, прежде всего США и Китая, являющихся наряду с Россией мировыми лидерами в этой сфере деятельности, поможет адаптироваться к условиям, связанным с объявленными санкциями.
Характеризуя состояние нефтегазового сервиса США, активно осваивающего до принятия санкций российский рынок, стоит отметить, что данные вопросы относятся к компетенции Министерства энергетики этой страны. Акцент делается на национальные компании. В функции Министерства входит мониторинг складывающейся ситуации в области топливно-энергетического комплекса страны и мира. Власти США реализуют политику полного контроля американскими компаниями внутреннего рынка услуг нефтегазового сервиса. Министерство поддерживает малые сервисные компании, уделяет большое внимание финансированию инновационных проектов, обеспечивающих мировое лидерство американским компаниям.
Нефтегазовый сервисный рынок США считается крупнейшим в мире. Национальные сервисные компании часто выступают в роли поглощающих на рынках других стран за счет как их современного качественного оборудования, так и довольно высокого финансового положения. Этот сервис осуществляется, в основном, своими компаниями, среди которых выделяются Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford. За более чем 70-летний период своего существования они выросли до крупнейших в мире транснациональных компаний с годовым оборотом в 15-20 млрд долларов США. Структура бизнеса американских компаний диверсифицирована, охватывает практически все виды современного сервиса. Освоение мирового рынка происходило в тесном альянсе с американскими нефтегазовыми корпорациями. Национализация данных предприятий, по сравнению с аналогичными в других странах-лидерах по добыче углеводородов, не ослабила их благодаря более высокому научно-техническому потенциалу. Мировое лидерство обеспечивается за счет значительных вложений в НИОКР (Schlumberger, например, на эти цели затрачивает более 350 млн долларов США в год, что больше на 100 млрд, чем во всех нефтяных компаниях России вместе с Газпромом), использования машиностроительных и приборостроительных мощностей, привлечения талантливых специалистов со всего мира, эффективного менеджмента и агрессивного маркетинга.
Предприятия нефтяного и газового машиностроения и сервиса США играют существенную роль в решении проблем американского военно-промышленного комплекса. В концентрированном виде это лидерство находит свое воплощение в создании сервисной техники и технологии, прежде всего для освоения ресурсов нефти и газа на шельфе, а также их сланцевых месторождений.
Государственная политика Китая – другого мирового лидера сервисного обслуживания нефтяных и газовых компаний – по реформированию, защите интересов набирающего силу сервиса и повышению его конкурентоспособности во многом реализуется корпорацией China National Petroleum Corporation. При вступлении Китая во Всемирную торговую организацию руководству страны предстояло решить две главные задачи:
– защитить свой сервисный рынок от поглощения иностранными компаниями;
– обеспечить достойное место китайским компаниям на мировом рынке нефтегазовых услуг.
С этой целью был намечен семилетний срок действия ограничительных квот в доступе иностранным сервисным компаниям на китайский рынок. За этот период нефтегазовый сервис был коренным образом реформирован. Мелкие разрозненные предприятия были укрупнены и включены в состав нефтегазовых корпораций и компаний Petro China, SINOPEС, China National Offshore Oil Corporation.
Для обеспечения конкурентоспособности сервиса государство и профильные компании вложили значительные средства и продолжают финансировать подготовку кадров, развитие НИОКР, приобретение лучших образцов западной и российской техники и технологий с последующим освоением производства аналогов на высокотехнологичных предприятиях, в том числе оборонного комплекса. Китайские нефтегазовые компании в тендерах на услуги всегда отдают предпочтение национальному сервису. Исключение составляют разовые работы иностранных компаний с новейшими технологиями, которыми Китай пока не владеет.
Таким образом, в Китае было обеспечено решение первой задачи. Это позволило ограничить долю иностранного сервиса на китайском рынке до 2-3%. Особо следует отметить успехи Китая в развитии техники и технологий для освоения шельфа. Освоение Китаем морской техники и технологий нефтегазового сервиса было начато с участием американских компаний, а дальнейшее развитие стало обеспечиваться собственным научно-производственным комплексом CNOOC. К решению сложных проблем привлекается Академия китайского военно-морского флота.
Что касается второй задачи, то в настоящее время китайский сервис успешно конкурирует с американским на суше и море более чем в 25 странах, в том числе в России. В Китае накоплен опыт по созданию непосредственно в США своих компаний по разработке, производству и последующей поставке на родину наиболее высокотехнологичных образцов аппаратуры и оборудования для нефтегазового сервиса. В России китайская сейсмическая компания Bureau of Geophysical Prospection, например, ведет сейсморазведку месторождений в Западной Сибири.
С продлением действия санкций США, ЕС и некоторых других стран участие китайской стороны на нефтяном сервисном рынке России, судя по всему, будет существенно расширяться и по территории страны, и по видам услуг. Это связано со значительным ростом уже в ближайшей перспективе намеченных деловых и торговых операций в нефтегазовой сфере между Россией и Китаем. В денежном выражении объем поставок сервисного оборудования из Китая в Россию приблизился к объемам, поступавшим из США и Германии.
Использование положительного опыта США и Китая поможет адаптироваться к условиям, связанным с объявленными санкциями. Однако, сколько бы они ни длились, для подъема сервисного обслуживания нефтяной и газовой отраслей России и повышения конкурентоспособности их компаний необходимо осуществить в ближайшее время ряд мер по его совершенствованию, управлению и регулированию. Основными путями совершенствования нефтегазовой отрасли России могут быть следующие.
1. Ликвидация определенного технологического отставания отечественных сервисных служб, особенно при освоении сложных для разработки месторождений. Здесь основным направлением работ является дальнейшее импортозамещение, с целью достижения показателей, опережающих зарубежные образцы.
2. Повышение роли государства в управлении и регулировании процессов, направленных на рост конкурентоспособности отечественных сервисных компаний и предприятий. При этом приоритетными мерами должны стать:
– переход на долгосрочное планирование развития сервисного обслуживания нефте- и газодобычи;
– включение вопросов подъема нефтегазового сервиса в периодически разрабатываемые энергетические стратегии страны (новая Энергостратегия должна действовать в период до 2035 г.), генеральные схемы отраслей;
– организация работ по подготовке нормативно-правовых актов, укреплению сотрудничества с соответствующими зарубежными сервисными и добывающими предприятиями и компаниями, координации деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, гармонизации российских и международных стандартов в нефтегазовом сервисе, подготовка рекомендаций по оплате труда работников сервиса с учетом доходов обслуживаемых предприятий.
– обеспечить федеральным законом первоочередной выбор отечественных сервисных предприятий при тендерах российских нефтегазовых компаний; необходимо расширить практику работы предприятий сервисного обслуживания нефтегазового комплекса по долгосрочным контрактам (договорам), сократить сроки оплаты за выполненные работы и услуги.
3. Необходимо предусмотреть оказание государственной финансово-кредитной поддержки сервисных предприятий при проведении геологоразведочного бурения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не уступающих мировым образцам.
4. Использование положительного зарубежного опыта, прежде всего США и Китая, являющихся вместе с Россией мировыми лидерами в этой сфере, других стран и транснациональных компаний, особенно при освоении сложных, трудноизвлекаемых запасов.
[1]
Газета «Коммерсант» от 9 декабря 2014 г.